Многие родители настаивают на повторном обучении их детей в первом классе
Как показывает анализ комментариев в социальных сетях и родительских чатах, часть жителей Усть-Каменогорска, имеющих детей, которые в прошлом году впервые сели за парты, разочарованы в дистанционном обучении. В некоторых случаях здесь прослеживается вина самих взрослых, у которых не хватило желания внимательно контролировать, каким образом и в каком объеме их ребёнок выполняет задания. Есть и такие родители, жизненные обстоятельства которых попросту не позволяют проводить все время с ребенком. И они видят решение проблемы в повторении изученного в первом классе.
Галина — мать-одиночка с двумя детьми. Младшая дочка посещает детсад, а старший сын в этом учебном году впервые вступил на путь постижения школьной науки. Являясь единственной кормилицей семьи, женщина вынуждена много и тяжело трудиться в магазине, где она числится продавцом, а фактически выполняет работу и сторожа, и уборщицы, и грузчика. Рабочий день длится с семи утра до девяти вечера. Вернувшись домой, она должна позаботиться о чистоте в доме, ужине и завтрашнем обеде, постирать свои и детские вещи. Времени на занятия с ребенком практически не остается — только мельком проглядеть тетрадки. Школьную программу женщина давно забыла за ненадобностью. Поэтому допущенные сыном ошибки зачастую остаются незамеченными. Результат плачевен: разговор с классной руководительницей поставил Галину перед фактом — ее ребенок с трудом осваивает программу. Ему сложно производить простейшие арифметические вычисления, хромают правописание и техника чтения. Единственный выход, который видит женщина, — перевести сына в другую школу и пройти программу первого класса повторно. Нам стало интересно, возможно ли повторное обучение в первом классе, если ребенок не освоил или освоил слабо учебные программы по предметам.
— На основании Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, обучающиеся первых классов на повторный год обучения не оставляются, за исключением обучающихся, которые оставлены по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и по согласованию с родителями (законными представителями ребенка), — ответила нам заместитель руководителя управления образования ВКО Динара Шаухина. — Администрация школы не имеет права оставить учащихся первых классов на повторный год обучения без оснований, указанных выше.
Для того чтобы получить заключение, нужно обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию — особое подразделение управления образования.
— Для получения данной государственной услуги физическое лицо обращается в канцелярию услугодателя или через веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz, — пояснили в управлении.
Когда Галина, заручившись заветным электронным адресом, решила обратиться в ПМПК, выяснилось, что таких родителей, как она, в нашем городе много. Из-за длинной очереди из страждущих оставить свое чадо на второй год предоставления услуги нужно ждать в течение 30 дней. Прямо скажем, столь массовая тенденция к повторению первого класса вызвала у нас определенные опасения, с которыми мы решили обратиться к детскому психологу Ирине из Усть-Каменогорска.
— Надо сказать, что вопрос о целесообразности повторного обучения в первом классе очень индивидуален, — считает Ирина. — Решение необходимо тщательно взвесить и принимать его, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Свое заключение по этому поводу должны дать как сами родители, так и педагог, постоянно работающий с учеником, и психолог. Если действительно есть фатальные пробелы в знаниях, умениях и навыках, если есть психологические проблемы или клинический случай задержки психического развития, тогда да, повторное обучение необходимо. Но если имела место родительская запущенность, как в случае с нашей героиней, то второй год обучения в первом классе ничего не даст. Ребенок серьезно меняет среду, когда попадает в школьный коллектив, его нужно учить самостоятельно организовывать свою работу по добыче знаний. И в этом есть доля труда учителей и обязательно родителей. С ребенком необходимо заниматься, когда он осваивает азы в начальной школе, без этого никак. И если мать так и не сможет этого себе позволить, то результат может оказаться таким же низким. Есть ли необходимость помещать сына из уже худо-бедно освоенной среды в новую, чтобы получить тот же результат? Сомнительно. Может быть, стоит организовать дополнительные занятия, применить индивидуальный подход, чтобы ликвидировать пробелы.
Иными словами, рассчитывать на то, что успех ребенка будет зависеть исключительно от добросовестной работы педагога, не следует. И в большинстве случаев столь радикальная мера, как оставление ребенка на второй год, может принести ему больше вреда, чем пользы. Так стоит ли оно того?
Мира Круль