В ВКО Дед Мороз колесит на «Яве»

7 января 2025, 4:17
Сейчас читают:
В ВКО Дед Мороз колесит на «Яве» В ВКО Дед Мороз колесит на «Яве»
В ВКО Дед Мороз колесит на «Яве»

Начиная с 29 декабря на улицах Риддера можно увидеть Деда Мороза, но не на санях, как в сказке, а на красном мотоцикле, передает корреспондент YK-news.kz.

Александр Андреевич Носенко каждый год облачается в красную шапку и шубу и садится на свой мотоцикл «Ява», украшенный пластмассовой елкой с новогодними игрушками.

— Я хочу принести хоть какую-то радость людям, — поясняет Александр. — Сейчас посмотришь, редко кто улыбается. У всех проблемы, заботы то с жильем, то с зарплатой. А когда увидят меня, сразу настроение поднимается. Конечно, реакция у людей бывает разная. Кто-то думает: «Что за старый дурак?! Делать ему, что ли, нечего?» Но большинство благодарят, говорят: «Спасибо, классно, молодец!» — и мне приятно. Ради детей больше всего это делаю. Как у них глазенки горят! Бегут ко мне: «Деда, прокати!» — обнимают. И даже не спрашивают, почему я не на санях, почему без Снегурочки. А если и спросят, я найду что ответить. Дети лет до десяти верят в сказку.

История риддерского Деда Мороза началась еще в ту пору, когда Александр Андреевич возглавлял мотоклуб «Факел». Руководство предприятия, где мужчина тогда работал, выделило ему помещения, где он с единомышленниками организовал сообщество мотоциклистов города. Сюда приходили уже бывалые, как сейчас говорят, байкеры, и совсем еще мальчишки от 15 лет. Все болели мотоциклами. Перебирали, собирали, в общем, все время с железом. Участвовали в соревнованиях, организовывали поездки, выезды на природу, участвовали в городских мероприятиях. Клуб в момент его расцвета объединял до 30 человек.

— Первая поездка у нас была в Зыряновск: природу посмотреть, себя опробовать и технику, — рассказывает собеседник. — На Новый год обязательно ехали в село Поперечное, катали ребятишек на мотоциклах. Тогда проблем с ГАИ не было: никто нас не трогал, не штрафовал.

В ту пору девчата из профкома отдали Александру Андреевичу костюм Деда Мороза, сказали: «Вот, как раз будешь ребятишек катать». Так и начались его новогодние поездки по городу. Супруга Алефтина Модестовна, кстати, во всем и всегда поддерживала мужа. Собирала для Деда Мороза кульки, надувала воздушные шары, чтобы его новогодний мешок казался еще больше. Правда, теперь с передвижением по городским дорогам все стало строже, поэтому свои поездки и участие в мероприятиях Александр Андреевич согласовывает с акиматом города.

Александр Носенко за рулем мотоцикла с 14 лет.

— Отец дал мне мотоцикл М1М, «козёл», как его называли, и сделал таблички с надписью «Учебный» спереди, где фары, и сзади, где номер, — продолжает собеседник. — Тогда на весь город был один гаишник. Ездил я с этим трафаретом по городу, и никто меня не трогал. Движение было не то что сейчас — машин мало, а мотоциклов еще меньше.

В 1966 году в возрасте 16 лет Александр Андреевич уже отучился в ДОСААФ, получил права на мотоцикл и даже транспорт ему выдали. Сначала К-125 — лёгкий дорожный одноместный мотоцикл, а затем К-175, который в тот период был современной моделью советского мотоцикла с достаточно мощным для своего класса двигателем. К тому моменту наш герой уже примкнул к ребятам мотоклуба ДОСААФ и вместе с ними участвовал в городских и областных мотокроссах, а затем в соревнованиях по спидвею — гонках на льду.

Не раз Александр занимал по спидвею и мотогонкам призовые места. До сих пор в свои 74 года он может выделывать такие трюки на мотоциклах, что не каждый молодой сможет. Причем англоязычное слово «байкер» нашему Деду Морозу не близко. Он считает себя мотоциклистом из пятидесятых.

Несколько лет назад ужесточились требования на предприятии с пропускной системой — и пришлось искать другие помещения для техники мотоклуба «Факел». Так его деятельность постепенно угасла. Теперь часть мотоциклов ютятся на даче у нашего героя, а часть — в арендованном гараже. В своем по соседству помещается только машина. Всего у Александра 10 двухколесных и трехколесных коней. А из хранящихся запчастей можно собрать еще шесть — семь мотоциклов.

— Было бы где-то помещение, чтобы сделать музей, я бы все эти мотоциклы выставил, — говорит собеседник. — Сейчас техника современная, а у меня старые модели: три мотоцикла «Днепр», «Минск», «Восход», «Ява-350», «Иж» конца 1960-х, самоделки, на которые я даже документы не делал, например кроссовый М-105 примерно 1966 года, баллонник с двигателем от «Восхода» и камерами от больших машин. Он плавает, ездит по неглубокому снегу. У нас в городе их штук пять было. Я ребятишек как раз на нем катал. Сегодня уже не покатаешь. Зарегистрировать такие самоделки никак нельзя. Вот им как раз место в музее.

Ирина Польская
Фото и видео автора

Также читайте